СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ЦВЕТА
Человеческий глаз воспринимает всякое цветовое пятно не изолированно, а во взаимосвязи с цветом окружающих предметов, фоном, цветовой средой, то есть субъективно.
Гармония
Гармония – закономерность сочетания цветов, равновесие теплых и холодных тонов.
Контрасты
Грамотное сопоставление цветов по контрасту усиливает насыщенность каждого цвета и создаёт условия, в которых каждый из цветов кажется красивее сам по себе.
- одновременный (чем меньше световое пятно, тем сильнее оно высвечивается),
- последовательный (при длительном восприятии какого-либо яркого цвета или пятна),
- пограничный (краевой) (контраст ряда соседствующих цветов).
Сопоставление ахроматического цвета с хроматическим
Белый фон (контур) делает живописный рисунок более насыщенным, а черный фон – малонасыщенным, белесым.
Гармонические сочетания цветов
Этот материал поможет мастеру ориентироваться в контрастных цветовых тонах и научиться создавать сбалансированные гармонические цветовые сочетания.
Законы композиции и гармонии цвета
Гармония (греч. appovia) – связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность, указывается в Википедии. Как в музыке, так и в работе колориста гармония – это всегда следование определенным закономерностям, однако не всякая закономерность ведет к гармонии. Чтобы получить сбалансированную цветовую композицию, мастеру нужно знать правила создания гармоничных сочетаний и контрастов, способы распределения цветов, расположения их по форме и площади, законы оптических иллюзий, которые повсеместно используются даже при самом несложном окрашивании.
Гармонические сочетания цветов – это такие, которые производят впечатление цветового равновесия, т.е. ни один из использованных цветов не кажется излишним или преобладающим над другими. Наиболее сбалансированной цветовой композицией уже несколько веков подряд считается построение сочетания цветов, в сумме образующих нейтральный серый цвет. И на волосах создать зрительно нейтральное построение цветов оказывается крайне сложным, поэтому принимаются во внимание и макияж, и стиль одежды, и цвет кожи и глаз, и многое другое.
Современная наука «колористика» выделяет пять основных правил:
· правило контрастов;
· правило гармонических сочетаний;
· правило формы и массы цвета;
· правило расположения цвета в композиции;
· правило оптических иллюзий.
Контраст
Любой контраст – это ярко выраженная противоположность, противопоставление чего-либо. В живописи и искусстве довольно часто используется этот прием – сопоставление каких-то крайних значений в образах, цветах или ситуациях. И восприятие образов у стилиста часто строится на противоположностях – теплый и холодный, яркий и натуральный, лаконичный или романтический, длинный или короткий. Таким образом, контрасты, являясь примером сопоставления чего-либо, также служат средством гармонии, объединения противоположностей в единую систему.
Контрастом называются четко выраженные различия при сравнении между собой двух или более цветов. Когда эти различия достигают предела, говорится о диаметральном или полярном контрасте.
В работе колориста контраст является наиважнейшим средством, поскольку при помощи него можно акцентировать внимание на необходимых зонах и участках, а также отвлечь внимание от ненужных элементов и недостатков.
Различают пять видов контраста:
1. Контраст цветовых тонов.
2. Контраст светотеневой.
3. Контраст температур.
4. Симультанный контраст.
5. Контраст насыщенности.
Контраст цветовых тонов
Контраст цветовых тонов – это контраст цветов, основанный на различии цветовых нюансов, например красный, синий и желтый. Максимального эффекта можно достичь, добавляя между оттенками ахроматические цвета, например черный.
Светотеневой контраст
Светотеневой контраст достигается путем сочетания цветов, различных по светлоте. При этом контраст будет тем сильнее, чем выше разница по светлоте. Этот контраст чаще всего применяется в парикмахерском искусстве, и даже если колорист создает контраст температур или цветовых тонов, он обязательно усиливает эти контрасты светлотным.
Контраст температур
Контраст температур – это сочетание цветов, различных по температуре, например сине-фиолетовый и оранжево-красный.
При окрашивании волос использование этих контрастов не распространено, а жаль, зачастую такие контрасты смотрятся намного красивее, чем светлотные.
Симультанный контраст
Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии (создание гармонично серой композиции) базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порожденные цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют.
Симультанный контраст, например, можно увидеть, если в течение полуминуты рассматривать на белой бумаге оранжево-красный круг, вокруг него появится светлый сине-зеленый ореол. Если также всматриваться в чисто красный круг, то ореол будет почти зеленым. И наоборот: стоит всмотреться в зеленый треугольник, как сейчас же на белом поле появится цвет красного персика.
Таким образом, порядок противоположных цветов появляется, когда в сетчатке отражаются три цветовых субстанции, которые вызывают смешение рассматриваемых цветовых тонов. Если на зрение действует только синий цвет, то способность зрительного восприятия этого цвета постепенно как бы теряется, а воспринимаются только красный и желтый цвета. Из-за этого и возникает красно-желтая копия (отображение) синего цвета. От аналогичного воздействия на глаза черного цвета в них ощущается белое остаточное отображение - копия. Этот эффект и есть тот самый симультанный контраст.
Симультанный контраст можно наблюдать и в других случаях. Например, нейтральный серый цвет на красном фоне воспринимается уже не как нейтральный, а как зеленоватый. Серый цвет на синем фоне воспринимается как серый с оранжевым оттенком, а серый цвет на зеленом фоне - как серый с красным оттенком. Так цвета взаимно связаны друг с другом.
Самая известная нецветная картина, порождающая симультанный контраст – изображение Иисуса Христа. Если внимательно всматриваться в четыре центральные точки на рисунке в течение 30-40 сек., а затем перевести взгляд на ровную, лучше всего белую поверхность стены или бумаги, то мозг конвертирует черный цвет, создав на его месте цвет-антипод.
Контраст насыщенности
Этот контраст основан на сочетании цветов, имеющих различную насыщенность, т.е. различное содержание серого (натурального) цвета. К сожалению, в полную силу контраст насыщенности на волосах создать практически невозможно, поскольку палитры красителей не содержат глубокую гамму цветов, разложенных по насыщенности. Но если вы хотите создать контраст насыщенности, то начните смешивать красители друг с другом и получите практически всю палитру.
Гармонические сочетания цветов
Гармонические сочетания - это схемы, которые позволяют быстро и главное грамотно подобрать цветовую гамму для создания образа. В идеале схемы гармонических сочетаний необходимо рассматривать комплексно, т.е. учитывая основной колорит одежды, макияжа и цвета волос. В противном случае есть опасность создать образ, где голова будет восприниматься отдельно от всего остального.
Мой совет: для окрашивания волос использовать один-два цвета, а всю остальную гамму необходимо достраивать при помощи средств макияжа и одежды. В таком случае вы сможете создать действительно гармоничный и красивый образ. Если же вам необходимо создать на голове более двух цветов, то при создании общего колорита образа берите за основу доминирующий оттенок на волосах. При этом необходимо помнить, что созданная цветовая схема трех и более цветов на волосах должна иметь некий отклик и в общем образе.
Гармонические сочетания цветов условно можно разделить на пять основных групп:
• ахроматические гармонические сочетания;
• монохромные гармонические сочетания;
• гармонические сочетания аналогичных цветов;
• гармонические сочетания аналогично-полярных цветов;
• гармонические сочетания дополнительных и полярных цветов.
Ахроматические гармонические сочетания
Основу этих гармонических сочетаний составляют два или более ахроматических цветов без добавления хроматических оттенков. Контраст создается между тем или иным цветом только по светлоте. Ахроматические композиции по своей сути статичные, они создают ощущение стабильности и достоинства. Динамичность ахроматической композиции можно придать, создав сильный светлотный контраст между цветами.
Ахроматические гармонические сочетания практически невозможно получить на волосах! Эффект ахроматической композиции на волосах создается, например, путем мелирования серых (пепельных) русых волос. Также этот эффект заметен на волосах, окрашенных в черный цвет и мелированных белыми прядками.
Монохромные гармонические сочетания
Основу монохромных гармонических сочетаний цветов составляет один какой-либо цветовой тон, который изменяется только по яркости, насыщенности и светлоте (то есть тона, которые лежат на одном цветовом луче).
Монохромные композиции по своей сути, как и ахроматические гармонические сочетания, статичные. Динамичность монохромной композиции можно придать, создав сильный светлотный контраст или контраст насыщенности между цветами. Монохромные композиции являются самыми легкими, придают образу впечатление сдержанности, благородства и изысканности.
Гармонические сочетания аналогичных цветов
Аналогичные цвета - это цвета, лежащие на соседних цветовых лучах (рядом друг с другом). Это сравнительно сдержанная уравновешенная колористическая гамма, особенно когда она не содержит резких светлотных контрастов. Аналогичные гармонические сочетания так же, как и монохромные, наиболее часто применяются в практике.
Гармонические сочетания аналогично-полярных цветов
Представляют самый обширный вид цветовых гармоний. Если круг условно разделить на четыре части, то аналогично-полярные цвета будут располагаться в противоположных четвертях принятого круга. Данные сочетания очень часто встречаются в одежде и макияже, но, к сожалению, как и все последующие сочетания, практически не используются в окрашивании волос.
Гармонические сочетания полярных и дополнительных цветов
Являются самыми креативными и яркими сочетаниями, которые очень любит молодежь и практически не используются взрослыми людьми. За счет своей контрастности или излишней нестандартности только один из десяти людей в возрасте старше тридцати воспримет такие сочетания приемлемым для себя, зато на этих сочетаниях чаще всего строятся креативные направления в моде.
Дополнительно-полярная схема
Дополнительные цвета - это цвета, при смешивании которых (оптически или физически) происходит нейтрализация, т.е. получение нейтрального цвета.
Лежат цвета в противоположных цветовых лучах круга.
Полярная схема
Полярные цвета – это цвета, которые при равных светлотных характеристиках и насыщенности создают контраст друг с другом. Полярные цвета лежат на цветовых лучах, равноудаленных друг от друга в цветовом круге.
Полярные схемы четырех цветов
Пример: сочетание данных цветов составляет композицию полярных гармонических сочетаний четырех цветов.
Пример: сочетание данных цветов составляет четырехцветную композицию аналогично-полярных гармонических сочетаний.
Правила формы и массы цвета
Важно! Совет: для окрашивания волос использовать один-два цвета, а всю остальную гамму необходимо достраивать при помощи средств макияжа и одежды. В таком случае вы сможете создать действительно гармоничный и красивый образ. Если же вам необходимо создать на голове более двух цветов, то при создании общего колорита образа берите за основу доминирующий оттенок на волосах.
Цвет и форма - это два незаменимых компонента при построении идеальной цветовой композиции. Каждый цвет, так или иначе, тяготеет к какой-либо форме. Иоханнес Иттен даже разработал теорию о соответствии цвета и геометрических фигур: «...Форма, так же как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга.
Как для трех основных цветов - красного, желтого и синего, так и для трех основных форм - квадрата, треугольника и круга, должны быть найдены присущие им выразительные характеристики.
Квадрат, основной характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными пересекающимися линиями одинаковой длины, символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение... Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченых форм, включая сюда крест, прямоугольник, меандр и их производные. Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжелой формой квадрата.
Форма треугольника возникает из трех пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник - символ мысли и его невесомый характер позволяют сравнивать его в области цвета со светло-желтым.
Круг – это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определенной точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжелому, напряженному чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создает чувство отдыха и ослабления напряжения. Круг – символ постоянно подвижной духовности... К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет...
Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого - это будет трапеция, для зеленого - сферический треугольник и для фиолетового - эллипс.
Подчиненность определенного цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, и воздействие на зрителя удваивается.
Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна подчинять форму в ее композиции цвету, а картина, в которой художник придает "главное значение форме, в своем цветовом решении должна идти от формы...»
Иллюзия массы цвета в отличие от формы более заметна и ощутима на волосах. Ее легко заметить при сравнительном анализе цветов. Взаимозависимость цвета и массы в колористике подчиняется трем основным правилам.
Правила распределения и расположения цвета в композиции
Цвета можно компоновать друг с другом пятнами любого размера. Но часто возникают вопросы, какие количественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными, и при каких условиях ни один из них не будет выделяться больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой плоскости. Существует основная закономерность, которую необходимо соблюдать при составлении композиции - чем светлее цвет, тем меньше его должно быть по отношению к более темному цвету.
Для гармоничных соотношений плоскостей, заполненных дополнительными цветами, характерны пропорции, указанные на рисунках.
Таким образом, гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями: