История стилей в искусстве
Стиль, лат. stylus - палочка, которой писали, совокупность характерных черт литературы или искусства той или иной эпохи, обусловленная единством идейно-художественного содержания.
Понятие стиля возникает как отражение в поэтических образах определенных сторон освоения социально-исторической действительности. Характер стиля определяется своеобразием конкретной исторической действительности, в условиях которой формируется данный стиль. Таким образом, если эпоха - это идейно-мировоззренческий комплекс, то стиль - это конкретное воплощение эпохи в искусстве.
Понятие "стиль" формируется в средние века как система правил создания художественного произведения. Тогда доминирующая роль принадлежала архитектуре, и понятие стиля, а точнее стилей - романского и готического, применялось исключительно в архитектуре. В средние века во всех сферах человеческой жизни господствовала церковная культура. Теоцентризм был определяющим и в искусстве. Устремленный ввысь готический собор стал осью мироздания.
С XII начинается процесс секуляризации и новая эпоха, подарившая миру гениальные и неподражаемые творения живописи и архитектуры - эпоха Возрождения. Рождается стиль ренессанс, который возвращается к канонам античного искусства.
Эпоха абсолютизма открывает поражающий своей эмоциональностью стиль барокко. Экспрессия, динамизм форм, полукруглые очертания и вместе с тем несдержанность, обилие, вычурность. На смену пышному барокко приходит сдержанный классицизм со свойственными ему строгостью форм, ясностью пространственного решения, мягкостью цветов и лаконизмом внешней и внутренней отделки. Завершающим аккордом классицизма становится стиль ампир - стиль имперский, торжественный, где преобладает тема героизма, патриотический настрой.
Вместе с XIX веком приходит эпоха позитивизма, характеризующаяся полистилизмом. На закате века в права вступает модерн с присущим ему эклектизмом. Модерн - стиль новаторства, неожиданных решений.
С конца XX века господствует постмодернизм и бесстилие. Сегодня принцип оформления пространства зависит от вкусов и предпочтений оформителя и опирается на наследие стилевых решений прошлых лет в сочетании с актуальными тенденциями современности.
I. Эпоха средневековья, IV - XIV века.
Романский (IX - XI века) и готический (XII - XIII века) стили
Характерные черты:
· теоцентризм
· стиль рыцарского замка
· стрельчатость, устремленность вверх
· "каменное кружево"
II. Возрождение, XII - XVI века.
Ренессанс
Характерные черты:
· гуманизм
· антропоцентризм
· секуляризация
III. Абсолютизм, XVII век. Барокко
Характерные черты:
· дворцовый стиль
· обилие декора, лепнины, орнамента, изогнутых линий
· обилие золота и света
· пышность, вычурность, изобилие
· детальность
· динамизм форм
· преобладание чувства над рассудком
Классицизм
Характерные черты:
· достоверность изображаемого
· торжественность и строгость
· борьба разума и эмоций
· героизм
· гармония и соразмерность частей
· логическая стройность композиций и лаконизм
· простота сюжета
Стиль ампир - стиль империи (от фр. "empire") - высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд классицистического направления.
Характерные черты:
· упорядоченность частей, строгая симметрия
· парадный, торжественный, военно-триумфальный стиль
· богатый декор с мотивами военной эмблематики
· подчеркнута монументальность
IV. Просвещение, XVIII век
Рококо, Просветительский классицизм, Сентиментализм
Характерные черты:
· рационализм
· космополитизм
· научность
· культ природы
V. Позитивизм, XIX век
Полистилизм
Романтизм (нач. XIX века - 30-ые гг.)
Характерные черты:
· двоемирие
· свежесть восприятия мира
Критический реализм (30-ые - 60-ые гг.)
Характерные черты:
· объективная действительность
Натурализм (60-ые - 80-ые гг.)
Характерные черты:
· физиологичность
· утрированный реализм
Импрессионизм (60-ые - 80-ые гг.)
Характерные черты:
· впечатление
· эксперимент
Модерн и символизм (90-ые гг.)
Характерные черты:
· экстравагантность
· эклектизм (смешение стилей)
VI. Модернизм, XX век (до 60-х гг.)
Характерные черты:
· новаторство
· отрицание традиционного искусства
· антивоенный настрой
· изображение новой реальности
Течения:
1) Фовизм – творчество "диких" художников, течение во французской живописи, создающее декоративные произведения, отличающиеся насыщенными, чистыми красками, четкими широкими контурами, обобщенными формами; контрасты дополнительных оттенков (восточная гравюра, средневековые витражи).
2) Экспрессионизм (лат. expression – выражение) – направление в искусстве, представители которого видели единственной реальностью субъективный духовный мир человека и старались отразить его в своих работах; характерна гротескная изломанность изображения; иррациональность образов, пронизанных яркими эмоциями; ярко выраженная антивоенная направленность.
3) Футуризм (от лат. futurum – будущее) – направление, отвергающее все предшествующие завоевания искусства и культуры и связывающее свои творческие изыскания с индустриальным развитием эпохи; стремление к эмоциональному отображению реалий мира высоких скоростей; энергетические композиции с раздробленными на отдельные фрагменты геометрическими фигурами, пересеченными острыми углами; главный принцип их построения – симультанность (одновременное изображение нескольких моментов движения).
4) Кубизм – модернистское течение, занимающееся формальным экспериментированием; создание геометризированных форм, конструирование объемных структур на плоскости, расчленение сложных фигур на множество более простых элементов; принцип анализа формы ("негритянская" пластика, коллаж)
5) Символизм (от греч. simbolum – символ, знак) – направление в искусстве, в основе которого лежит образ-символ, в котором и заключается смысл художественного произведения; источники идей – сказочные мотивы, мистика, романтическая литература; многозначные образы, причудливые соединения метафор и иллюзий.
6) Дадаизм – или дада (фр. dadaïsme, от dada — «деревянная лошадка»; в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино; наиболее ярко выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях (корни современного граффити), псевдочертежах не имеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов; возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования; рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов, исходя из этого, дадаисты считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства (в частности, художественного слова и языка); основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы.
7) Сюрреализм – литературно-художественное модернистское направление, возникшее как реакция на общественные потрясения, охватившие мир, протест; источник искусства – область бессознательного (сны, галлюцинации, гипнотический транс, инстинкты); замена логических связей иррациональными, субъективными ассоциациями, иллюзорность.
8) Абстракционизм – создание произведений используя формальные элементы: геометрические объемы и фигуры, линии, цветовые пятна и всевозможные отвлеченные конфигурации; постигали сущность интуитивно; выражение внутренних закономерностей, не видимых за реальными явлениями действительности; динамика цвета и красок – язык живописи
9) Супрематизм – направление в авангардизме, разработанного художником К.С. Малевичем, считавшим, что главная цель живописи – посредством простейших форм выразить абсолютную реальность; сочетание окрашенных геометрических фигур.
10) Примитивизм – следование принципами нормам искусства "примитивов": первобытному искусству, народному творчеству, современному творчеству отсталых в культурном отношении народов; стилизация под народное творчество.
11) Пуантилизм – в живописи письмо отдельными мазками в форме точек, мелких прямоугольников и квадратов; нанесенные таким способом на поверхность чистые краски, оптически смешиваясь в глазах зрителя, создают красочное изображение.
VII. Постмодернизм, с 60-х гг. XX века. Бесстилье.
Чтобы лучше понимать особенности макияжа каждого сезона, совершим краткий исторический экскурс в моду прошлого века.
Сразу хочу обратить ваше внимание на то, что в рамках каждого из описываемых периодов всегда выделяется несколько тенденций и направлений. Поэтому, кажущиеся на первый взгляд противоречия, всего лишь являются перечислением особенностей направлений, присущих каким-либо конкретным а) слоям общества, б) годам и событиям и пр.
Поэтому далее, там, где это будет необходимо, в рамках каждого периода отдельные тенденции будут выделяться дополнительно.
А пока… Переходим к нашему краткому историческому экскурсу в мир образов XX века.
Особенности образов: сама скромность и сердечность, «милая девушка», «самоотверженная мать».
Глаза: макияж почти отсутствует, прозрачный вазелиновый блеск.
Губы: все тот же вазелин.
Лицо: естественность, созданная с помощью розовой пудры.
Волосы: до войны — завитые в кокетливые локоны, во время войны — разделенные четким пробором.
Олицетворение времени: Лилиан Диана Гиш, Джуна Барнс.
«В оппозиции к мещанской морали»
Особенность образа: роковая женщина, женщина-вамп, сама дерзость.
Акценты: на глаза и губы одновременно, использование насыщенных цветов.
Глаза: подводка для глаз — интенсивного цвета (ярко-синий, изумрудный или фиолетовый); тушь по цвету сочетается с подводкой (соответственно для ярко-синей подходит темно-синяя и т. д.)
Брови: выщипанные и подрисованные в четкую, черную линию с опущенным концом.
Губы: четко очерчиваются, помада — ярко — или темно-красная, часто — маленький рот в форме сердечка.
Лицо: румяна достаточно нежных оттенков, наносятся как круглое пятно; кожа — гладкая, матовая.
Волосы: короткая стрижка под мальчика, четкий пробор, с челкой или без, волны или прямые волосы.
Олицетворение времени: Глория Свенсон, Теда Бара, Пола Негри, Констанс Таллмейдж, Луиза Брукс, Клара Боу, Марджори Брукс.
Особенность образа: утонченность.
Акценты: на глаза. Глаза: контур подводится как по нижнему, так и по верхнему веку, обязательно соединяясь на уголке глаз; ресницы — неестественно длинные и густые (используются накладные).
Брови: выщипанные в «ниточку», очень тонкие, тщательно подведенные полукругом.
Губы: четкий контур, цвета — приглушенные.
Лицо: скулы подчеркиваются румянами, но при этом аккуратно растушевываются.
Волосы: длина — как минимум до подбородка, тщательно уложенные.
Олицетворение времени: Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Джоан Беннет, Джин Харлоу, Вивьен Ли, Ли Миллер, Норма Шерер, Джоан Кроуфорд.
Особенности образа: взрослый и чувственный, не фривольный, не вызывающий.
Брови: тонкие, летящие, тщательно подведенные, к концу периода — уклон в сторону естественных.
Волосы: заколотые на затылке или надо лбом, так, что голова казалась узкой и длинной, уложенный на затылке узел, периодически — длинные, слегка завитые волосы.
Глаза: в основном — только тушь на ресницах.
Губы: достаточно яркая, красная помада.
Олицетворение времени: Вероника Лейк, Элен Паркер, Лорен Бейкол, Джоан Кроуфорд, Ингрид Бергман, Бетт Дейвис.
Особенность образа: романтизм, утрированная женственность.
Акценты: либо на губы, либо на глаза и брови
Глаза: либо 1) минимализм — тонкая, малозаметная стрелка вдоль верхнего века, либо 2) глубокая выразительность за счет прорисовки «оленьего глаза» и использования ярких цветных теней.
Брови: достаточно темные и изящные, не слишком тонкие, театральный изгиб.
Губы: яркие, манящие, помада — вызывающе-красная.
Лицо: благородная бледность за счет нанесения плотного, даже видимого слоя грима; использование мушек.
Волосы: гладкие или волнистые, иногда коротко постриженные, иногда длиной до подбородка или до плеч, иногда — пышно взбитые; шиньоны и челки; в фоворе — блондинки.
Олицетворение времени: Брижит Бардо, Мерилин Монро, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Джина Лолобриджида, Софи Лорен, Грейс Келли.
Особенность образа: раскрепощенность.
Акцент: на глаза. Глаза: «кукольные», сильно подведенные — четкие линии-стрелки, ресницы-лучики; тени — всех оттенков бежевого; ресницы — длинные, пушистые, густо накрашенные, эффект «наивного взгляда», больших раскрытых глаз.
Губы: естественные, вместо помады — блеск для губ.
Брови: максимально естественной формы.
Лицо: безупречный цвет лица с минимальным, прозрачным слоем грима.
Волосы: короткие стрижки геометрической формы, «шлем», круглые стрижки; высокие прически, конские хвосты, длинные гладкие волосы.
Олицетворение времени: Твигги, Джейн Фонда, Джин Шримптон, Джули Кристи, Миа Фэрроу.
Особенности образов: романтический в сочетании с фольклорной модой и украшениями в этническом стиле, милитари, панк.
Акцент: либо 1) на глаза, либо 2) «полный хаос на лице»
Глаза: 1) сильно подведенные, тени — очень яркие, ресницы — «тяжелые», с обильно нанесенной тушью, либо, 2) как альтернатива (для деловых леди) — почти полное отсутствие макияжа (телесные тени, тушь естественных оттенков), 3) «дикие», шокирующие оттенки (стиль «панк»).
Брови: натуральные, густые, взъерошенные.
Губы: 1) максимальная естественность, помада — отсутствует (прозрачная), либо 2) крайне экстремальных оттенков (стиль «панк»), например, черного или зеленого.
Лицо: сияющее здоровьем.
Волосы: 1) химическая завивка, густая блестящая грива и безупречная стрижка; хвостики; 2) ирокезы кричащих цветов или прически в форме рогов.
Олицетворение времени: Катрин Денев, Лайза Минелли, Джейн Биркин; Анджела Дэвис, Нина Хаген, Патти Смит.
Особенность образа: активность, здоровый образ жизни.
Акцент: как таковые — отсутствуют, более-менее равномерно выделяются все участки лица.
Глаза: использование ярких теней по всей области век с идеальной растушевкой, отсутствие четких контуров.
Губы: разнообразные цветовые гаммы, отсутствие четких контуров.
Лицо: пышущее здоровьем и свежестью.
Волосы: пышные длинные волосы, начесы, «волчица».
Олицетворения направлений: Алла Пугачева, Мадонна, Мэрил Стрип, Шер, Иман и др.
Особенность образа: гранж, наигранная неряшливость, позже — явное смешение стилей, максимально натуральная свежесть, акцент не на подражание конкретному стилю, а на индивидуальность.
Лицо: как будто умытое, только что из душа, очень свежее и естественное, с легким глянцем.
Волосы: буйство красок и различных форм, стрижка «Рашель», конский хвост, уложенный узлом, стрижки «под пажа» и кудри.
Олицетворения направлений: Кортни Лав, Шарон Стоун, Дженнифер Анистон, Бьорк, Джулия Робертс и др.
А теперь, когда исторический экскурс позади, вы сами сможете сопоставлять описанные выше направления с модными тенденциями текущего сезона, сравнивая графику, расстановку акцентов и цветовые гаммы.
Иметь свой стиль — значит быть самим собой. Порой для этого требуется смелость, и даже мужество. Но именно верность себе, своему стилю создаёт неповторимый, выразительный и запоминающийся образ.
В наше время всё стремительно меняется: появляются новые технологии и материалы, возникают новые формы общения и философии жизни. Формируется и иной взгляд на моду, стиль, на одежду вообще. Современный ритм жизни во многом упрощает отношение к одежде. Всё более популярным становится спортивный стиль. Моду давно уже диктует молодое поколение. Преобладает демократичный имидж, в котором размыты социальные, возрастные и национальные рамки, стираются грани между мужским и женским костюмом, между деловой и повседневной одеждой, дневной и вечерней. Стили, бывшие ранее чётко разграниченными, перемешиваются, сплетаются, заимствуют друг у друга детали.
Если в середине XX столетия в моде сосуществовало одновременно два-три выраженных направления, то сегодня их несчетное количество. Говорить о единстве стиля в такой ситуации сложно. Главным становится не следование тому или иному стилю, а поиск собственного имиджа. Моден не стиль, но образ, индивидуальность.
Всё многообразие стилей и направлений в одежде можно соотнести с определёнными характеристиками личности, поэтому говорить надо не о стилях как таковых, а о стилях в их связи с психологическими типами. О том, как внутренние качества человека диктуют ему внешнюю форму, «облекаются в плоть» и как, в свою очередь, внешняя форма — имидж, демонстрируемый человеком, — может помочь понять его характер и сущность.
Четыре Великих Стиля
Мода XX столетия пока единственный в истории костюма пример, когда моделирование выработало целых четыре основных стиля.
Девиз, который мог бы быть начертан на знамёнах классического стиля: «Всё есть, но ничего лишнего». В этом стиле нет никаких преувеличений, нефункциональных деталей, почти отсутствуют украшения ради украшений. Он стоит как бы вне моды: поклонники могут следовать ему всю жизнь (заметим, однако, что это свойственно людям только определённого склада характера), всегда оставаясь корректно и со вкусом одетыми. Изменения моды касаются в основном тканей, цветовой гаммы и украшений. Типичные образцы классического стиля — так называемый английский костюм и пальто прямого силуэта с умеренных размеров воротником и лацканами, повторяющими английский костюм. Стиль отличают консерватизм вкуса, высочайшее качество исполнения, дорогие ткани. Классический костюм — необходимая «униформа» государственных деятелей обоего пола.
Романтический стиль вобрал в себя весь арсенал украшений предыдущих столетий: кружева, изящные вышивки, цветы, драпировки, оборки, воланы, рюши, банты. Он предполагает сложные конструкции, красивые, но с практической точки зрения бесполезные детали, изысканные цвета, необычные фактуры тканей. В романтическом стиле традиционно создаются вечерние туалеты. Основные ответвления романтического стиля — женщина-вамп, гламур и эротический стиль. Главную же опасность представляет скольжение на грани китча (и нередко соскальзывание в него).
Фольклорный стиль подразумевает придание современной одежде черт национального и традиционного костюмов. Стилизованы могут быть весь ансамбль или отдельная его часть. Порой модели включают подлинные детали традиционного костюма. В Европе волны увлечения восточными мотивами (японскими, китайскими, арабскими и др.) в одежде периодически сменялись возрождением интереса к национальным корням.
Движение хиппи, соединяя «всё во всём», вдохнуло новую жизнь в этот стиль — оригинальные идеи бунтующей молодёжи подхватывались модой. Фольклорному стилю отдали дань практически все модельеры мира, создавая «этнографические» коллекции, которые варьируются от почти точного копирования прототипа до предельной стилизации, когда источник уже почти неузнаваем. Коллекции могут быть стилистически однородны либо эклектичны, т. е. сочетать элементы стилей, направлении различных эпох и стран.
Спортивный стиль складывался на основе одежды для профессионального и любительского спорта, экипировки туристов, спецодежды, униформы. Составляющими этого стиля являются простые конструкции, недорогие ткани (отметим также любовь к синтетике, искусственной коже), комфортность, универсальность, яркие цвета, разнообразные карманы, застёжки на крючках, молнии, липучки, использование элементов плакатной графики, шрифтовых композиций. Окончательно он сформировался в коллекциях Пьера Кардена и Андре Куррежа. «Молодёжные бунты» конца 60-х гг., первые шаги в освоении космоса, массовое увлечение спортом также сыграли свою роль в становлении спортивного стиля. Разновидностями данного стиля являются сафари, морской и военный стили. Костюмы панков, рокеров, металлистов и прочих экстремистов от моды — своего рода побочные дети спортивного стиля. Симбиоз спортивного стиля и гламура породил так называемый спорт-шик, в котором, например, парчовая спортивная куртка подбивается соболями.
Характеристика основных стилевых течений
История изучения стилей насчитывает менее трех столетий. Вскоре после появления первых трудов, посвященных этой теме, понятие «стиль» стало фундаментальной категорией в искусстве, характеризующей этапы его исторического развития. Еще в 1788 году великий Иоганн Вольфганг фон Гёте говорил, что стиль - это «познание сущности вещей», а спустя сто лет швейцарский исследователь Генрих Вёльфлин характеризовал стиль как «средоточие истории искусств».
Термин «стиль» происходит от греческого слова stylos, обозначающего вполне конкретный предмет - палочку или стерженек для письма. Содержание понятия «стиль» не столь однозначно, напротив, оно необычайно емко и многогранно. В большинстве словарей из широкого спектра его значений, прежде всего, выделяется понятие «исторические художественные стили», которое трактуется как «художественно обусловленная общность изобразительных приемов определенного времени или направления». В то же время в современном искусствознании понятие «стиль» распространяется и на целый ряд других явлений, таких как индивидуальный творческий стиль отдельного автора или коллектива авторов, совокупность своеобразных приемов и выразительных средств, применяемых авторами в то или другое время и т.д.
Большинство существующих названий художественных стилей появилось в истории искусства спустя много лет после их возникновения, а порою и после периода их расцвета и затухания. Так, термин «барокко» был введен для определения искусства XVII века только в XIX столетии. Впервые его использовал швейцарский историк Якоб Буркхардт, причем в довольно пренебрежительном значении этого слова, в переводе с португальского (baroco) означавшего «причудливый, неправильный, вычурный». Тем не менее слово, возможно, произнесенное случайно, прочно вошло в лексикон искусствознания. Наряду с обозначением конкретного художественного стиля термин «барокко» приобрел и множество других значений - от характеристики «неправильной» формы (например, барочный жемчуг) до беспокойного мироощущения, проявляющегося в динамичных, экспрессивных формах. Порою он используется и для создания определенного образа: «человек барокко», «мир барокко» и т.д.
Иногда один и тот же стиль имеет в разных странах разные названия. Яркий тому пример - стиль искусства рубежа XIX и XX столетий, который в России именовался «модерн», во Франции - «ар нуво», в Германии - «югендстиль», в Австрии - «сецессион», в Италии - «либерти». Стили современного искусства еще не получили в искусствознании полного освещения и не приобрели стойких терминологических определений, именно поэтому при описании произведений современного ювелирного искусства в данной работе применяется понятие «стилевое направление».
Исторические художественные стили метафорически называют своеобразным зеркалом своего времени. Действительно, в причудливых формах, прихотливых линиях и нежных красках искусства рококо можно почувствовать гедонизм фривольной эпохи Людовика XV, в парадном великолепии стиля ампир - претенциозность и одновременно холодность и жесткость эпохи Наполеона Бонапарта и т.д. И это не удивительно - такие стили как ренессанс, барокко, классицизм и другие не могли не запечатлеть художественный образ своей эпохи, потому что каждый из них представляет собой целостною систему выразительных средств своего времени, в основе которых всегда лежат определенные социальные и экономические условия.
Так называемые «высокие стили» охватывали различные сферы творческой деятельности - архитектуру, скульптуру, живопись, прикладное искусство и, конечно, создание ювелирных изделий, а кроме того, литературу, музыку, театр. Вместе с тем в разных видах творчества, так же как и в разных странах, далеко не все стили получили одинаковое распространение. Практически у каждого художественного стиля своя география и своя историческая судьба. Вспомним рококо, который не случайно называют стилем Людовика XV. Он был рожден во Франции, где и распространился особенно широко, но даже там, на своей родине, стиль рококо охватил преимущественно сферы живописи, прикладного искусства и оформления интерьеров и в значительно меньшей степени отразился на внешнем виде зданий. Другой пример - ар деко. В 20-30-е годы XX века этот стиль был необычайно популярен в ювелирном искусстве Франции, но в гораздо меньшей степени определял развитие творчества ювелиров Италии или Германии и был, по сути дела, неизвестен в Советском Союзе.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии, формируясь на протяжении длительного времени и плавно переходя один в другой. В рамках одного художественного стиля всегда зарождался новый, а тот, в свою очередь, переходил в следующий; таким образом, они представляли собой звенья одной непрерывной цепи развития. Многие стили сосуществовали одновременно, поэтому «чистых» стилей практически не бывает. Не бывает также «хороших» и «плохих» стилей, каждый из стилей прошлого сыграл свою положительную роль в развитии искусства, и, безусловно, прав был известный архитектор XIX века, создатель здания знаменитой Парижской оперы Шарль Гарнье, который утверждал, что в каждой эпохе заключена своя красота.
Большинство исторических стилей, пережив свое время, через многие десятилетия и даже века в той или другой форме возрождаются вновь, как это было с готикой, ренессансом, барокко, рококо и классицизмом в XIX веке. Для определения вторичных стилей используется приставка нео- (неоготика, необарокко, неорококо, неореализм и т.д.); для обозначения подобных стилей в искусствознании существует также общее название -неостиль, под которым подразумевается историческая стилизация, искусственное воссоздание ушедшего стиля.
Смешение различных стилей в одном изделии принято называть эклектикой, от греческого слова «эклектикос» (eklektikos) - выбирающий. Подобное смешение элементов различных стилей является следствием взаимопроникновения разных культур, и к этому процессу нельзя относиться однозначно. На отдельных этапах развития искусства эклектика, несмотря на ее ретроспективность и отсутствие чистоты стиля, как ни парадоксально, оказывается весьма плодотворной. Во всяком случае, манипулирование элементами разных стилей зачастую предшествует возникновению нового, оригинального стиля.
В Европе развитие разных видов декоративно-прикладного искусства, в том числе и ювелирного, шло и идет в одном русле с развитием «высокого искусства». Интересно также отметить, что создание драгоценностей, для которых используются самые красивые из существующих в природе материалов и которое требует самых совершенных выразительных средств, привлекало многих выдающихся художников прошлого - живописцев, скульпторов, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Ему отдали дань Альбрехт Дюрер и Ханс Хольбейн, Лоренцо Гиберти и Андреа дель Вероккьо, а позднее, в XX веке - Жорж Брак, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Алексан-дер Колдер и многие другие.
Так же как живописцы и скульпторы, визажисты стремятся выразить свои художественные представления, находя для этого адекватные формы, композиции и подбирая соответствующие материалы. Создавая макияж, они решают те же художественные задачи и следуют тем же закономерностям, что и представители «высокого искусства». Талантливые стилисты-визажисты всегда ощущали биение творческого пульса своего времени и умели выразить его дух в своих работах, именно поэтому столь богата и разнообразна палитра стилей визажного искусства.
(Статья И. В. Шаталовой)