ИСКУССТВО МАКИЯЖА В XIX ВЕКЕ
В европейских государствах в течение XIX века развивалось строительство банных помещений, была преодолена многовековая «водобоязнь» и чистота стала привычной. Ранее даже высшее общество не знало умывания, лицо протирали спиртом. Сейчас чистота стала привычной для всех слоев населения. Косметику использовали умеренно. Дамы пользовались косметикой лишь в сочетании с бальным туалетом и прической.
В Москве в 1864 году открылось «Товарищество Брокар» — парфюмерно-косметическое заведение. Ранее косметические товары и модные журналы выписывались из Парижа. Владелец фабрики, французский подданный Брокар доказал, что парфюмерия, изготовляемая в России, не уступает французской. Русские парфюмерные изделия завоевывали призовые места на международных и внутрироссийских конкурсах. Сюрпризная коробка состояла из десяти миниатюрных, изящных предметов: духов, мыла, одеколона, пудры, помады, щеток для волос и зеркальца. Оригинальная упаковка покорила сердца модниц. Особенной популярностью пользовались саше — сухие духи, которые приготовлялись из ароматических растений, душистых веществ и упаковывались в небольшие изящные бархатные или шелковые мешочки. Они использовались для ароматизации белья, платья. Выставка 1882 года в значительной мере увеличила спрос на русские парфюмерные и косметические товары.
После национализации в 1918 году фабрика Брокара была переименована в «Новую зарю», ставшую крупнейшим предприятием не только в нашей стране, но и в Европе.